Как стать хорошим диджеем на дискотеках?

Вопрос: Как стать хорошим диджеем на Хастл
и ВКС-дискотеках? и чем они различаются,
эти два диджея, если вообще различаются?

Вопрос: А какие диджеи есть в хастле? Кто в
десятке топ-DJ’ев?


Александр Малаканов, DJ White:

Рецепта, как стать хорошим, я не знаю, но можно к этому стремиться. Хороший диджей, как канатаходец, должен постоянно двигаться вперед, не бояться экспериментировать, чувствовать настроение танцпола и не забывать держать баланс. Главное найти свою публику, это актуально как для хастла, так и для вкс. Принципиальных отличий у этих двух диджеев я не вижу, конечно, нужно уметь самому танцевать тот танец, для которого ставишь музыку

Евгений Кольцов, DJ Don Pedro:
Как стать хорошим диджеем?
Это непросто, но вполне реально.
Вот один из возможных путей, роадмэп так сказать.

• Перестать слушать русскоязычную музыку.
К сожалению 70 лет музыкальной цензуры советской власти опустили уровень русской музыкальной культуры так низко, что выберемся мы с него не при нашей жизни. И даже не при жизни наших детей. Увы.
Забыли о русской танцевальной музыке.
Так поступают все сколь-нибудь приличные клубы Москвы. Тамошние арт-директоры знают точно, русская музыка в эфире привлечет в клуб гопников и прочий неприятный контингент.

• Что же слушать самому и что потом ставить в эфир? Англоязычную танцевальную музыку. Сейчас это самая интересная музыка. Эта музыка своими корнями уходит в джаз, блюз и кубинскую музыку. Для воспитания собственного вкуса очень хорошо все это так же добавить в плейлист своего телефона, плеера, с чего вы там слушаете. В эфир не надо, а вот самому слушать обязательно. Зачем? Полюбив джаз, блюз и кубу вы поймете как устроена современная музыка и сможете отбирать наиболее интересные современные треки. Начнете видеть в них разницу. Я говорил про русскую музыку? Русская музыка научит вас обратному. Начнете отбирать самую хрень. Стиви Уондер, Би Би Кинг, Ибраим Феррер и т.д., это все не просто непонятные иностранные имена для хорошего диджея.

• Теперь тактика. Изучите тщательно и вдумчиво одну из диджейский программ. DiscoXT, VirtualDJ, Traktor, Djay.. Любую. Мне нравится DiscoXT. Помните, с iTunes или WinAMP играют только случайные люди либо лентяи. Зачем нужны эти программы объясню в следующем пункте.

• Пересчитайте BPM во всей своей коллекции и добавьте эти данные в теги треков. Обязательно всегда диджейте с учетом скорости треков. Вот одна из причин использования специализированных программ. Там скорость музыки видна.

• Коридор скоростей. Не важно какой танец танцуют на площадке у всех танцев есть нижняя, медленная граница и верхняя, быстрая. Для Хастла и ВКС это 90 bpm и 130 bpm. Старайтесь как можно реже выходить за эти пределы. Танцевать медленнее или быстрее этого умеют лишь 5% присутствующих танцоров. Но и этого мало, даже на допустимых 90 bpm не ставьте много треков подряд. Два максимум и увеличивайте скорость, следующий ставьте 110. Помните, самый комфортный диапазон скоростей это 100-110 bpm, вот такой музыки должно быть больше половины.

• Общая композиция, плейлист. Что за чем. Тут чистая эмпирика. Лишь опыт вам подскажет какую песню ставить следующей. А что бы вам было легче, купите внешнюю звуковую карту и наладьте предпрослушивание. Вам станет легче чувствовать стоит ли пускать прям сейчас эту вот песню или нет, послушав кусочек ее прямо сейчас пока звучит предыдущая.

• iTunes. Храните музыку в нем. Обязателен к изучению и применению, если только вы не играете с винила. Лучший каталогизатор музыки в данный момент. Все диджейские программы умеют работать с базой iTunes. «iTunes слишком сложный» говорят только лентяи. Лентяй никогда не станет хорошим диджеем.

• Учитесь танцевать. Чем лучше научитесь, тем лучше будете понимать какую музыку надо ставить. Помните, за редким исключением хорошие диджеи парных танцев так же и хорошие танцоры.

• Последнее и самое важное. Выбить в мраморе табличку и повесить над пультом. «Высшая, последняя и единственная цель диджея — побуждать народ к танцам. Хороший диджей — это вовсе не тот, у которого хорошие грампластинки, и не тот, кто их умеет состыковывать в длинную кишку, а тот, кто способен управлять настроением танцующих, заводить публику, доводить её до состояния экстаза» (Известный музыкальный критик Андрей Горохов в своей книге 2003 года «Музпросвет»)

— а про разницу между хастловскими и весткостовскими диджеями? есть какая-нибудь разница?

— Нет разницы. Те же принципы и в линди и в сальсе. Есть разница в музыке, а об этом мы уже говорили.


Юрий Деточкин:
В хастле диджей — это человек-функция. Или человек-плейлист. Нужно кому-то отвечать за музыку.
Я бы сказал, что хороший диджей это тот, кто лучше умеет выкидывать неподходящее. Т.е., главное сделать подборку, которая будет подходить по формату. В этом смысле некоторые приведенные выше рассуждения Педро избыточны.

Диджеем в хастле не нужно рождаться или долго и мучительно становиться. Любой человек в теме (с большим налетом часов на дискотеках) может потратить несколько часов времени, сделать подборку и поставить ее на диско. Вот и вся работа. Другое дело, что это геморрой и ответственность, поэтому занимаются этим только единицы-энтузиасты.

По моему мнению, 80% работы диджея — в свободное время слушать музыку, пополнять коллекцию, составлять подборку. 20% — возможно рулить этой подборкой на самой дискотеке. Это трудно описать, но иногда понимаешь, что следующей песней лучше пойдет не та, что заготовил, а совсем другая. «Чувствовать аудиторию» и прочие высокие слова.

Как сделать успешную подборку:
30% — обязательно должны быть актуальные и набившие оскомину на всех дискотеках хиты (как на радио, где целые сутки крутят одни и те же 20 песен)
20% — хорошо известные на хастл-дискотеках песни
20% — сто лет не звучавшие, но годные для хастла песни
10% — приятные каверы на известные и не очень хиты
10% — что-то неизвестное, но с легко повторяемой мелодией и четким ритмом — так что аудитория подхватит и с удовольствием станцует
5-10% — что-то на вкус диджея, что может быть на грани (русские песни, песни со сложным ритмом и т.д.). Итого совсем незнакомого для уха танцоров должно быть 15-20%, не больше.

Из своих трехлетних наблюдений, как организатора дискотеки: если диджей руководствуется этим принципом составления подборки, то получает хорошие отзывы. Если протестует и говорит «ну должен же я отличаться» — получает волну негатива, потому что неформат.

Кто в десятке топ-диджеев? Открывайте группу опенов или группу дискотеки на Дубровке и смотрите по анонсам. Кого приглашают ставить музыку, тот и в топе.

UPD: небольшая ветка комментов у Ксюши.
Также: наезды на диджея и его оправдания.